Гномы, может быть, и маленького роста, но роль Фили может значительно повлиять на карьеру О'Гормана, особенно за рубежом, где он снимается уже семь лет.
А вот вторая причина известна всего паре человек - О'Горман также художник. Он рисовал и фотографировал годами, но никогда не выставлял свои работы публично. Его первая выставка открывается на следующей неделе в Веллингтоне.
О'Горман говорит, что за последние пять лет он провел почти столько же времени фотографируя и рисуя, как и играя. Он прекрасно понимает, что для кого-то «Дин О'Горман – художник» - вызовет удивление.
«Ты можешь быть музыкантом и стать актером или ты можешь быть художником и стать актером. Но актера, ставший кем-то еще, всегда встречают с большой долей скептицизма».
О'Горман может поговорить в редкие пару часов перерыва между съемками «Хоббита». Он остановился в арендованном доме в веллингтонском прибрежном районе, близко к студии Miramar Джексона – и гараж дома стал импровизированной фотостудией.
На первый взгляд, зрителю может показаться, что все фотографии О'Гормана – большинство из них в цвете и лишь пара черно-белых, - были и правда сняты американскими войсками во Вьетнаме. Несколько из них – откровенные снимки, сделанные во время боя или патрулирования, и они также завораживают, как и работы великих фотожурналистов того времени. Также есть серия портретных снимков солдат, некоторые из них выглядят так, словно только что пришли с поля боя.
О'Гормана даже не родился пока американские силы не покинули Вьетнам, поэтому, очевидно, его там не было. Следующее предположение – он снял их на съемочной площадке фильма про войны. Но шлемы армии США времен Вьетнама, лежащие в углу его гаража, вместе с частями униформы и тяжелыми разгрузочными жилетами, проливают свет на загадку.
Военные предметы – некоторые были куплеты задешево в Trade Me, другие, более дорогие, взяты у коллекционеров, - были необходимы для того, что он создал.
Почти, как кинорежиссер, О'Горман сам создал обстановку для кадров. Он попросил друзей сыграть солдат, и друзей из актерского состава «Хоббита» (на одной фотографии изображен британский актер Адам Браун, который играет гнома Ори, на другой – Люк Эванс, который играет Барда Лучника).
О'Горман, который влюбился в фотографию в школе, был большим фанатом фотографов вьетнамской войны, включая Ларри Барровса и Дона МакКаллина, как и других военных фотографов, таких как легендарный Роберт Капа.
«Это были прекрасные изображения и мне нравилось, какие чувства они вызывали у меня. Я любил необработанность и человечность. Я думал, что будет классно попытаться создать что-то, что позволило бы тебе потенциально почувствовать нечто подобное, но не было бы реальным?»
«Я не пытаюсь никого обмануть, но я просто пытаюсь играть с идеей того, что бы вы чувствовали к тому, что не настоящее, но таким кажется? Фильмы делают это все время, но часто в фотографии к этому подходят с очевидной пародией или иронией, а я хотел немного больше искренности»
Результаты впечатляющие и трудно не быт плененным образами фотографий О'Гормана. Они кажутся реальными. Некоторые были сняты в Окленде, но демонстрируют гущу вьетнамских джунглей или полуразрушенные здания. Последние работы – это перестрелка и раненый солдат, которого уносят на импровизированных носилках. Это был один из сложных кадров для О'Гормана.
«Мне нравится этот театральный элемент. Самое странное, что мне не хотелось, чтобы фотографии казались постановочными, и я понял, что нужно больше постановки, чтобы они были менее постановочными»
Он понял, что точность очень важна.
«Я обнаружил, что общий эффект был достигнут благодаря скрупулезному вниманию к деталям: во что они одеты, насколько они грязны, какой фон»
Чтобы сделать это, он попросил совета у новозеландского ветерана Вьетнама, который позже позировал О'Горману в своей выцветшей форме.
«Он отнесся к этому с энтузиазмом и был заинтересован. Для него это было словно счастье из-за того, что кто-то заинтересовался в том, что он делал»
О'Горману нравится контролировать камеру, но он также ценит, что требования к этому отличны от игры перед ней.
«Иногда у меня было шесть человек, дымовая машина, кое-какое освещение и взятая в аренду камера – и я был покрыт холодным потом. Я понятия не имел, что, черт возьми, я делаю. Потом я подошел к Питеру Джексону, который делает эти масштабные фильмы и там требуется огромное количество работы с персоналом»
Он не считает свою работу заявлением о войне во Вьетнаме или войне в целом.
«Для меня аутентичность войны во Вьетнаме передает много человечности. Война во Вьетнаме была драмой – в противоположность попыткам обсудить была ли она правильной. Это интересная смесь между строгостью и дисциплиной военных, и уязвимости и гуманности этих молодых людей в такой ситуации. Это тяжелые моменты. Новозеландским мужчинам тяжело открыться. Эти фотожурналистские фотографии по своей природе довольно открыты»
Искусство всегда было частью жизни О'Гормана. Его отец, Ланс О'Горман, был уважаемым и известным пейзажистом. Но О'Горман, который вернулся в Новую Зеландию три года назад, говорит, что начал фокусироваться на создании собственных картин и фотографий, будучи за рубежом. Это включало пребывание в ЛА.
«Во время первого года там у меня была кое-какая работа, но ничего, чтобы оплатить счета. Я был слегка разорен. Я начал рисовать просто для удовольствия. Потом агент моего друга увидела мою работу и она ей понравилась, поэтому я кое-что продал. Потом я встретил одного парня, ему понравились мои картины и он использовал их в телевизионном ситкоме «Умерь свой энтузиазм». Это была спальня звезды Ларри Девида. Поэтому у меня появилось чуть больше работы»
И, да, публичная премьера своего искусства похожа на выход нового фильма или сериала.
«Я еще ничего не решил, но я нервничаю. Это облегчение наконец устроить выставку, потому что, если ты просто снимаешь фотографии и ничего с ними не делаешь, то задумываешься «Что это такое?». Я рад. Мне интересно, как их воспримут люди. Согласятся ли они с моими мыслями о них или нет? Вы вышли на арену и вас будут судить»