Chakram

Это интересно:

Древний гестианский язык на котором разговаривала жрица Лея на самом деле греческий

Зена - королева воинов

"Зена - королева воинов" ("Xena: warrior princess") - сериал, повествующий о приключениях бесстрашной воительницы Зены и ее спутницы Габриель.

Зена - королева воинов

В прошлом Зена была Грозой миров, Завоевателем, сеющим страх и разрушения, но после встречи с Гераклом воительница расскаивается и становится на путь исправления своих ошибок. Читать далее...

РусШВС

Русскоязычный шипперский виртуальный сезон - проект родившийся в 2003 году силами пользователей сайтов AresTemple и ShipText. Это виртуальное продолжение сериала "Зена - Королева Воинов", подразумевающее наличие романтической линии между Королевой Воинов и Богом Войны.

РусШВС

Храм Ареса

Переводы ШВС

Шипперские Сезоны - это набор виртуальных сезонов сериала "Зена - Королева Воинов", которые идут сразу за финальными эпизодами сериала. Прежде всего, они сосредоточены на отношениях Зены и Ареса, постепенно развивающихся в течение сезонов, но в то же время важную роль играют и другие герои, такие как Габриель, Ева, Вирджил, а также новые персонажи.

ШВС

Чем мы обязаны Зене

04.09.2015, 15:27
(12 голосов)

Специально к юбилею нашего любимого сериала мы подготовили перевод статьи "Чем мы обязаны Зене", написанной одной из поклонниц к десятилетнему юбилею сериала. В ней она пытается проанализировать сериал и выявить его слабые и сильные стороны

Десять лет назад Королева Воинов ворвалась на маленькие экраны, открыв путь для «власти девушек».

Я не уверена, когда впервые услышала о ЗКВ или когда впервые включила телевизор, чтобы посмотреть о чем оно. Я помню, как смотрела повторы на канале SciFi и меня привлек уникальный баланс сериала между темной драмой и глупой комедией, сражения, которые включали жестокий реализм смешанный со стилизованными боевыми искусствами, переосмысление истории древнего мира и мифов вместе с современными диалогами, и, конечно же, сама Зена.


Было что-то особенное в этом сериале и его героине. В конце концов, после просмотра эпизода шестого сезона, который пробудил во мне любопытство из-за сюжетных линий, которые я пропустила, я отправилась в интернет, чтобы наверстать упущенное и влюбилась.

В этом месяце исполняется 10 лет, как Зена впервые въехала на американские телевизионные экраны. Вообще-то, не совсем в первый: королева воинов, сыгранная новозеландкой Люси Лоулесс, дебютировала несколькими месяцами ранее в родительском сериале ЗКВ УСГ, как злой военачальник (военачальница?), строившая планы убить великого Геркулеса. Эта первая инкарнация Зены была меньше настоящим воином, а больше роковой женщиной, которая умела драться. И все же героиня понравилась и зрителям и продюсерам: Зена, которая в оригинале должна была стать хорошей, завести роман с Геркулесом и погибнуть в конце трехсерийной сюжетной линии, получила отсрочку и свой сериал. Следующие шесть лет она сражалась, завоевывала синдицированный рынок экшена/приключений и изменяла историю: историю мира в Зенаверс и историю попкультуры в реальной жизни.

Дань ЗКВ отдавали многие, включая создателя «Баффи» Джосса Уэдона, что вызвало целую волну женщин-героев экшн сериалов: Баффи, Макс из «Темного ангела», Сидни Бристоу из «Шпионки», Старбак из «Звездного крейсера Галактика» (где Лоулесс появилась в качестве гостя на прошлой неделе) и Невеста из «Убить Билла» Квентина Тарантино (Тарантино фанат ЗКВ: он говорил о своей любви к этому «действительно классному сериалу» в интервью на DVD к фильму “Double Dare” документальному фильму, в котором появлялась дублерша из ЗКВ и «Убить Билла» Зои Белл). Однако, сериал может повторить мантру Родни Дангерфилда: «Никакого уважения».

«Баффи» во многом затмила «Зену» на культурном ландшафте, как сериал о «женской силе», получив благоволение критиков и награды за креативные инновации, которые сначала применили в ЗКВ (например, мюзикл) и, когда сериал закончился, то в прессе было грандиозное прощание. Частенько ЗКВ описывают, как милое шоу о мечах и магии, детский приключенческий сериал или лесбийская передача о цыпочках в коже. Да, конечно, он было милым, и это была фантастика с богами и монстрами, которая привлекала много детей. И они действительно беззастенчиво играли с лесбийской тематикой. Но он был намного больше, чем сумма всех этих составляющих. Там были великолепные персонажи и умные сценарии; истории, которые часто затрагивали не только древнюю историю и мифологию, но основывались на средневековых легендах, Шекспире, Ричарде Вагнере и «Продюсере», а также ободряющем феминизме, который практиковался, а не проповедовался.

Как же Зена стала женщиной-пионером? Давайте посчитаем. У нее не было никакой мужской поддержки или постоянных романтических связей. Она, в отличие от Чудо Женщины или Бионической Женщины, не создавала себе альтернативную личность для ежедневного использования, хотя во время миссии она могла изображать римскую матрону, жрицу-девственницу или экзотическую танцовщицу. Зена не была «сильной, но женственной», она была непростительно сильной и бескомпромиссно женственной, сексуальной и мощной, она не боялась вспотеть или испачкаться на работы, и была еще более прекрасной из-за этого. Она также не волновалась о том, чтобы доставить кому-то удовольствие: в одной сцене один ловкий парень пытается привлечь Зену на свою сторону словами: «Ты мне нравишься». И она отвечает: «Не надо, я не очень приятная личность». (Как сказала однажды Лоулесс, Зена «хороший человек, которая себя таковой не считает»).


Несовершенный герой, которого преследует ее темное прошлое, даже «хорошая» Зена может быть злой, высокомерной и даже, порой, ею может управлять ярость и месть. Она также может быть уязвимой, нежной, способной к глубоким чувством и заботе – Лоулесс проделала отличную работу, поймав эту грань между силой и уязвимостью, но все эти качества всегда кажутся аспектами ее человечности, а не заверением ее женственности. Однако, хотя она двигает границы того, насколько похожим на героя может быть героиня, Зена первая и, наверное, единственная героиня экшена, которая также мать – мы не считаем воинственных мам, которые сражаются только, чтобы защитить своего ребенка, вроде Сары Коннор Линды Гамильтон в «Терминаторе 2». Она была, с уверенностью можно сказать, единственной, кто родила и кормила грудью на экране.

Новаторские изображения женщин не ограничиваются самой Зеной. Ее напарница и подруга Габриель, сельская девушка, которая ушла из дома, чтобы путешествовать с Зеной и преследовать свою мечту стать воином, имеет свои собственные героические приключения. И там было много сильных женских персонажей: одержимая местью Каллисто, семья которой был убита во время одного из рейдов Зены, харизматичная гуру Наджара, которая была либо благородным борцом против зла либо опасным фанатиком, Лао Ма – придуманная китайская императрица-философ, которой сериал приписал авторство «Дао Де Цзин», Бодисея – британская королева-воительница.

В отличие других сериалов о правах женщин, ЗКВ всегда сторонилась явных феминистических посылов (с периодическими исключениями, например, удар по конкурсам красоты, когда Зена выдавала себя за его участницу). Зена и Габриель сражались с различными злодеями, в основном, мужского пола, но они не боролись с сексизмом или патриархией. Пол в зенаверс не имел такого уж значения. Никто не ставил под сомнение возможность Зены сражаться и командовать, или желание Габриель стать воином, потому что они девушки. Иронично, один из немногих эпизодов, который показывает противостояние между полами, рассказав о женщине, ненавидящей мужчин, преподает урок, что это не женщины против мужчин, а хорошие люди против плохих. Вообще, многие хорошие люди в сериале мужчины, к примеру, постоянно появляющийся Джоксер (Тед Рейми), который иногда составлял компанию Зене и Габриель, был комичной неуклюжей пародией на воина, но также и, по своему, настоящим героем, который был готов рискнуть жизнью ради друзей. В тоже время, Амазонки были не идеализированным сестринством, а племенами со своей борьбой за власть, конфликтами и тиранией. Женщины в ЗКВ были просто людьми, не лучше и не хуже мужчин: феминизм, как он должен быть.

Однако, ЗКВ было исключением не только из-за феминизма. Этот забавный приключенческий сериал не только решал «большие» проблемы: правосудие и искупление, месть и прощение, личная верность и высшее благо, пацифизм и насилие, но и, как правило, преподносил их не как окончательное решение, а с понимаем, что во многих ситуациях, как говорила Зена, «нет хорошего выбора, только меньшая степень зла». Было ли правильным, что Зена платила за свои преступления пожизненным заключением или собственной жизнью, когда она могла сделать намного больше, будучи свободной? Правильно ли было называть ее героем, когда бесчисленное количество людей погибло из-за нее? Что она должна своим жертвам, какую ответственность должна понести за преступления? Как может Габриель примирить ее почитание жизни с необходимостью защищать невинных от смертельной опасности? Является ли оправданное насилие разрушительным для души?

Герои также были удивительно богатыми и сложными (и сыграны необычайно талантливыми актерами. Кроме Лоулесс, O’Коннор и Рейми, актерский состав включал, к сожалению, мало известную Хадсон Лейк в роли Каллисто, Кэтрин Моррис в роли Наджары, Мартона Чокаша в роли прошлого любовника/друга воина Борайаса, и новозеландскую телезвезду Кевина Смита, трагически погибшего на съемочной площадке фильма спустя пару месяцев после окончания ЗКВ, в роли Бога Войны Ареса).


Пока Зена боролась со своим прошлым и будущим, Габриель выросла из пылкого ребенка в идеалистического бойца, который не убивал, а потом в полного пацифиста и, наконец, грозного, но уставшего от сражений воина. Отношения между женщинами развивались от мечтательно поклонения герою со стороны Габриель и ласкового покровительства со стороны Зены в глубокую эмоциональную связь. Однако, чаще всего, отношения были полны напряженности и конфликтов. Хоть они и не были главными в сериале, но все равно завораживают отношения Зены с ее врагом Каллисто, с ее бывшим любовником Юлием Цезарем, ставшим врагом (да, тем самым Юлием Цезарем), с Борайасом и Аресом, богом с вполне человеческими слабостями к королеве воинов.

ЗКВ было сериалом со смелыми решениями: сделать злодейку Каллисто трагическим персонажем, которому часто можно посочувствовать, с законными претензиями к героине; позволить напарнице сюжетную линию длиной в сериал, которая позволяла ей развиваться, что сделало ее в глазах многих фанатов настоящей героиней сериала, и предположить, что этот рост, в конечном счете, оказался трагичным; позволить комическому герою трагически и благородно умереть; изобрести историю перехода от язычества к монотеизму с Зеной в главной роли. И все это происходило без потери юмора и веселья, и без восприятия себя слишком серьезно. Даже какие-то драматические моменты, которые могут легко скатиться в мелодраму, обладали яркими диалогами, которыми были одним из товарных знаков сериала. Каллисто говорит Зене: «Часть меня надеялась, что ты победишь и потушишь ярость в моем сердце. Иногда это пугает даже меня», - и добавляет с ликующей усмешкой. – «Но потом я это пережила».
Чувство озорства, причуд и веселья было усилено местом действия: псевдоисторическим, мифологическим миром, где древние греки носили более средневековые или ближневосточные одежды и разговаривали на американском английском 20 века (где еще вы можете услышать олимпийских богов, разговаривающих о чьем-то «комплексе неполноценности»?); там Цезарь и Помпей сосуществовали с амазонками, кентаврами и богами; и там Троянскую войну битву за Марафон и смерть Клеопатры разделяло всего пара лет. Кульминацией этого смешения времени стал уморительный эпизод шестого сезона «Ты там», в котором в зенаверс появился телерепортер Найджел, похожий на Жеральдо Ривьеру, преследовавший Зену с микрофоном и камерой.

В отличие от «Баффи», с ее тщательно спланированными сюжетными линиями, ЗКВ – продукт спонтанной эволюции, а не разумного замысла. Иногда это приводило к вопиющим несоответствиям: диалог между Зеной и Аресом во время их первой экранной встречи подразумевал, что она никогда его не видела, однако, позже нам намекнули, а затем подтвердили, что у них было прошлое в ее дни военачальника. Но эта спонтанность в большой степени является силой, а не слабостью: рыхлое, свободное творчество, которое включало возможность актерам что-то добавить или изменить. И, как-то, это сработало.

Не всегда, конечно. Поговорите с несколькими фанатами ЗКВ и вы услышите кучу теорий о том, когда, если такое было, сериал прыгнул на акулу из пословицы. Большинство соглашается, что он достиг своего пика в блестящем третьем сезоне, а потом были свои взлеты и падения. Были нечеткие сюжетные линии, сюжеты, использованные несколько раз и другие признаки творческой усталости, и у последнего сезона была тенденция усиливать сексуальность и чрезмерно откровенные сцены насилия (с передозировкой и того и другого в эпизоде, где героиням пришлось проникнуть в гарем, чтобы спасти похищенную племянницы Габриель). Но не смотря на свою неравномерность, это было потрясающее шоу.
Одним из результатов эволюции сериала стал нашумевший лесбийский подтекст. Ранее, - в основном, но не всегда, лесбиянками, - виделась растущее романтическое влечение между Зеной и Габриель. Несмотря на богатый урожай любовных интересов среди мужчин в начале сериала, идея, что нечто происходит между королевой воинов и ее юной компаньонкой, бродила по чатам интернета и быстро вернулась к продюсерам. После первоначального удивления, они начали обыгрывать это восприятие намеренными сексуальными инсинуациями от двойных смыслов (например, когда влюбленный крестьянин спрашивает Габриель не собирается ли Зена осесть, Габриель отвечает: «Нет, ей нравится, что я делаю», а потом быстро исправляется: «Ей нравится, то, что она делает») до совместного принятия ванны.

Сабтекст зажил своей жизнь, и, в конце концов, возможность того, что Зена и Габриель были «больше, чем друзья» стала восприниматься, как возможное объяснение их отношений: в каких-то эпизодах это показывалось, в других сводилось на нет или вообще отлицалось (однако, нет вопросов, что эти отношения были самыми важными в жизни двух женщин). В последих двух сезонах появился еще один подтекст – между Зеной и Аресом, чья динамика изобиловала сексуальным напряжением с самого начала, - их также выдвинули на первый план и превратили в сложные отношения любви/ненависти. Позже в сериале оба этих неоднозначных романтических «текста» были признаны в эпизоде «Ты здесь», комедией с телерепортером. Любопытный Найджел обратился к Зене и Габриель с вопросом об их отношениях и требовал у Зены ответа любит ли она Ареса. Конечно, оба вопроса остались без ответа.

Сабтекст дал ЗКВ дополнительную остроту, а также отклик у огромного количества лесбиянок, которые видели в героинях своих моделей для подражания и чувствовали себя лучше видя, что, по их мнению, однополая пара была в центре сериала. Многие говорят, что сериал помог им определиться с их сексуальностью, например, 24 летняя британская медсестра, которая говорит, что она нашла силу и счастье в том факте, что все, вовлеченные в сериал думали, что «одна женщина любящая другую это нормально, мило и прекрасно». Для других сабтекст имел и оборотную сторону. С самого начала многие гетеросексуальные фанатки опасались, что сериал играл на многих неприятных стереотипах: сильная, независимая женщина, играющая традиционно мужскую роль, должно быть лесбиянка, что две женщины, у которых близкие отношения и нет парней – должно быть лесбиянки, или, что женская история должна быть романсом. Даже некоторые фанаты, которым нравится сабтекст, считают его благословением с изъянами. Одна женщина, 28 летняя бисексуалка из Нью Йорка, сказала мне, что несмотря на то, что «она рада, что героини стали гей-иконами», недостатком является то, что это может затмить все остальное, что делало ЗКВ таким великим сериалом: «Я ненавижу, когда я говорю кому-то, что люблю ЗКВ и получаю ответ: «О, это ведь тот сериал с лесбиянками, да?»»

Кто-то может сказать, что сексуальная двусмысленность ЗКВ дает сериалу дополнительные качества: он вне рамок, для всех людей. И все же это жалость, что так много кайфа, порожденного сериалом о мифической героине, закончилось фокусировкой на том с кем она спит. Открытая лесбиянка и продюсер ЗКВ Лиз Фридмен однажды сказала в интервью, что сериал был «не о романтических слабостях Зены и Габриель», он был о дружбе и искуплении.

Рост роли сабтекста, вызванный фанатами, иллюстрирует еще один феномен ЗКВ: специальные отношения между сериалом и фандомом. Вместе с «Секретными материалами», ЗКВ была первым культовым хитом в интернет эпоху: в ее честь появилось тысячи интернет-сайтов. Один из продюсеров и сценаристов ЗКВ Стивен Сирс любил подискутировать на форумах ЗКВ (и иногда делает это до сих пор); другие актеры тоже периодически туда заглядывали и, кажется, прекрасно знали о спорах фандома. В последнем сезоне популярную писательницу фанфиком Милиссу Гуд наняли для написания нескольких сценариев для сериала, два из которых стали эпизодами.

Это заигрывание с фандомом оказалось обоюдоострым мечом. Почти с самого начала фандом стал делиться на различные группировки, например, фанаты сабтекста спорили с теми, кто видел Зену и Габриель только друзьями. Войн ы фандома из-за отношений это не новость, поклонники «Секретных материалов» яростно спорили о том, стоил ли Малдеру и Скалли переспать. В фандоме ЗКВ, однако, эти войны имели подтекст сексуальной политики. Некоторые высказывания против сабтекста, без сомнений, были сделаны религиозными фанатиками. Фанаты лесбиянки, с другй стороны, высказывали свои аргументы, как реальную борьбу за права геев и называли всех оппонентов гомофобами. Для них отрицания сексуальных отношений между Зеной и Габриель было равносильно отрицанию реальности их собственной жизни, и насмешка «Так, они да или нет» был оскорбительным способом не рассказывать правду об отношениях героев.

В какой-то степени, знание того, что создатели обращают внимание на мнение фанатов, сделало все еще хуже: это было стимулом для конкурирующих групп на то, чтобы заявить о себе. Многие фанаты, которые не хотели этих войн, ушли из интернет-фандома. Многие сюжетные линии, которые виделись, как предательство сабтеста, особенно отношения между Зеной и Аресом в пятом сезоне, были встречены с враждебностью небольшой, но громкой группой фанатов. В других случаях фанаты не поддерживающие сабтекст ворчали, что некоторые сцены являются заигрыванием с фанатами сабтекста (например, несколько эпизодов шестого сезона, указывающих на связь Зены и Габриель в качестве родственных душ). В конце сериала интернет фандом взорвался истеричной реакцией на финал, в котором Зена умирает, исправляя еще одну ошибку прошлого, и Габриель отправляется путешествовать в одиночку. Официальный форум ЗКВ на сайте Studios USA был наполнен криками о предательства и ненормативной лексикой против продюсеров, которые попытались успокоить поклонников, выпустив режиссерскую версию, где к последнему кадру с Габриель, стоящей на палубе корабля в одиночку, добавили изображение Зены, стоящей рядом с ней, как призрак или друг.

Однако, как и сама ЗКВ, фанбаза, особенно в интернете, была полна стереотипами. Большинство фанатов, включая многих саберов, гетеросексуальны и мужчин среди них мало. Они адвокаты и домохозяйки, школьники и студенты, артисты и офисные работники, солдаты и профессора колледжей, горожане с Востока и Запада и жители маленьких городков с Юга и Среднего Запада (не говоря о автралийцах, европейцах, израильтянах и русских), виккани и христиане. Они включают инструктора по психологии среднего возраста, которая начала смотреть сериал, потому что думала, что Зена выглядеть круто и теперь считет шоу философским путеводителем по жизни и 30-ти летнего геолога, который узнали о ЗКВ, когда решил записать бейсбольный матч и включил не тот канал.

Загробная жизнь ЗКВ имела переменный успех. Ее способность привлекать новых фанатов была уменьшена тем фактом, что последние четыре года сериал показывали исключительно на Oxygen, бедном родственнике Lifetime Channel. Ее ограниченный рыночный успех усугубляется тем, что ее показывает в 8 утра. Тайм слот для Восточного побережья. Продажи ее DVD отставали от «Баффи», «Ангела» и «Секретных материалов».

Несмотря ни на что, ЗКВ живет и процветает. Фанаты все еще собираются на конвенции. В интернете все еще активны некоторые форумы по ЗКВ, без новых битв по поводу направления развития сериала онлайн фандом стал более мирным, позволяющим жить там всем и привлекающим новых участников. И в новой культуре все еще чувствуется влияние ЗКВ. Более того, «Зена королева воинов» стала определением для «жесткой ципочки» (Кондолизза Райс, которая сама неплохо воспроизводит стальной взгляд Зены, получила прозвище Королева Воинов от своих сотрудников – к разочарованию многих левых поклонников ЗКВ). Недавно, Chicago Daily Herald написало отзыв о почти полностью женской постановке «Генриха 4», назвав его «Шекспир встречает Зену», и критик отметил, что сегодняшняя аудитория может легко принять феминизацию борьбы за власть с пьесе и боевых сцен, потому что «им знакомы сражающиеся детки вроде Зены».
И только в прошлом месяце появились новости, что команда астрономов и Калтеха, обнаруживших небесное тело, которое может оказаться 10 планетой небесной системы, назвали свою находку «Зена». Это не будет официальным названием объекта – астрономы уже подали заявку на регистрацию ее под другим именем, - но пока что она появилась в заголовках, как планета Зена. Получи, Баффи.

  • Автор (составитель): Кэтти Янг
  • Переводчик: Sekmet
  • Источник: salon.com, 2005 год
  • Дата публикации: 04.09.2015
  • Оговорка: Распространять и копировать данный материал (или его части) запрещено без разрешения автора и указания ссылки на источник. Пользователь, нарушивший данное правило, несет ответственность согласно Части 4 Главе 70 ГК РФ.
Прочитано 3043 раз
Опубликовано в Статьи и заметки

Удивительные странствия Геракла

"Удивительные странствия Геракла" ("Hercules: The Legendary Journeys") - приключенческий сериал, снятый в жанре фэнтези и повествующий о приключениях Геракла - древнегреческого героя, сына Зевса и Алкмены, и его лучшего друга и спутника Иолая.

Удивительные странствия Геракла

Сюжет сериала начинается с того, как Гера, мачеха Геракла, которая ненавидит его как вечное напоминание измены ее мужа, приказывает убить семью героя. Читать далее...

Случайная цитата:

Зена: Даже в смерти Габриель, я не оставлю тебя, ты самый дорогой мне человек, ты подарила мне смысл жизни и радость, ты навсегда останешься со мной.

Эпизод ЗКВ 401 Приключения в стране смерти

СабВС

Сабберский виртуальный сезон - переводы на русский язык зарубежного виртуального сезона ЗКВ, в основе которого лежат романтические отношения героинь сериала - Зены и Габриель.

Сабберский виртуальный сезон

Сабтекст в сериале Зена - Королева Воинов

Журнал "За Кадром"

Журнал За Кадром - проект, созданный Зенайтами форума ShipText. ЗК написан в стиле юмористического журнала и призван удивить дорогого читателя чем-то неожиданным и оригинальным. Сюжеты выпусков рассказывают о выдуманных приключениях героев сериалов Зена - королева воинов и Удивительные странствия Геракла и содержат множество интересных рубрик, среди которых "Статьи", "Репортажи", "ТОПы", "Анекдоты" и многие другие. На сегодняшний день создан 31 выпуск журнала "За Кадром"

Журнал За Кадром

© 2006 - 2024 XenaWP.ru. Копирование и распространение материалов с сайта возможно только с согласия автора и администрации, а также с указанием имени автора и ссылки на источник.