Хавьер Грилло-Марксуа создал The Middleman и был сценаристом пары наших любимых сериалов. Женевьева Валентайн написала новеллы "Персона", "Девушка из клуба Кингфиш" и "Механик", сейчас она работает над комиксами о Женщине-кошке. Они оба раньше писали для io9, и мы большие фанаты их творчества - поэтому мы были в восторге от возможности свести их вместе, заставив задавать вопросы о том, что делает Зену такой эпичной героиней.
Женевьева: Ладно, давай начнем с начала: Зена была приглашенной звездой в УСГ, которая должна была умереть через четыре эпизода после первого появления, но она получила свой собственный спин-офф к концу года. Как ты думаешь, что такого есть в Зене, что заставляет людей продолжать рассказывать о ней истории?
Хавьер: Есть две причины. Первая в том, что Зена и Габриель представляли собой нечто, чего просто не существовало на ТВ в то время...трудно представить, что 1995 год был до того, как "Тест Бечдела" (в фильме должно быть, по крайней мере, две женщины, которые бы разговаривали о чем-то, кроме мужчины, прим.переводчика) стал основной частью жаргона критиков, и до того, как сериалы, вроде "Шпионки", где женщина играла главную роль, попали бы на главные телевизионные сети, оставалось еще лет шесть. Даже кто-то вроде меня (и я не могу сказать, что в то время "феминизм" был первым, что я искал в синдицированной приключенческой фантастике) было понято, что это нечто иное, и что этот сериал предлагает не только острые ощущения и сексапильность, он просто другой и, откровенно говоря, в его основе лежит просветительские взаимоотношения. Зена помогла многим людям - включая меня, - наконец принять потенциал сериалов с главной женской героиней в жанровом пространстве.
Второй причиной было то, что телевизионный пейзаж в 1995 году сильно отличался, и если вам нравились жанровые вещи, то для них существовали синдикации: телевизионные сети все еще снимали эти раздутые фантастические сериалы примитивного уровня, вроде seaQuest, и они никогда не показывали на что могут быть способны жанровые сериалы из страха потерять зрителей. Сериал вроде ЗКВ мог позволить себе показать странные события - и чем успешнее он становился и дольше шел, тем больше создатели пробовали странные и интересные повествовательные концепты. Эти сериалы стали убежищем для людей вроде меня, и я думаю, что круто иметь возможность все это вернуть и напомнить людям, какими потрясающими были эти герои.
Хавьер: Тебе придется играть в классической вселенной ЗКВ: из всех вещей в этой огромной коробке с игрушками, с какими более волнительно играть, и как ты включишь их в свой сюжет?
Женевьева: Я считаю, что нужно начинать с минимума и постепенно все выстраивать. Но этот сериал никогда в своей жизни не шел путем минимализма, и эти истории похожи на человека в буфете, чье первое блюдо на тарелке имеет девять слоев. На удивление, у меня мало сожалений. Помогает то, что ты абсолютно прав относительно бесстрашия сериала; он, определенно, с некой обыденностью показывал в виде документального фильма уничтожение божественных пантеонов, или постоянное убийство главных героев, поэтому вы можете получить награду практически за все, что захотите попробовать.
Больше всего я рада разместить в центре моей истории напряжение между прошлым Зены и будущим Габриель. Они встретились, когда Зена пыталась забыть тяжелую жизнь, полную людей и событий, которые сделали ее такой, какой она была, чтобы загладить свою вину, Габриель же просто пытается жить. Они обе выросли с течением сериала, и интересно наблюдать, как каждая из них пытается взаимодействовать с окружающим миром. С одной стороны, у нас есть готовые для покаяния воспоминания Зены по любому случаю, что прекрасно, и означают, что я смогу включить многих героев, при этом отдав должное прыжку в 25 лет. Но Габриель - Королева Амазонок, у нее есть видения, она бард - тот, кто пытается сформировать будущее историями. Главный вопрос Зены в это время: "Как я могу помочь?" и Габриель: "Что я могу сделать?". Часть это работает синхронно, но иногда нет, именно это я хочу раскопать. (Кроме того, я отчаянно хочу, чтобы они проникли в казино).
Женевьева: Я работаю в существующих рамках сериала, что означает существование некоторых вещей (например, узнаваемые элементы наряда), которые останутся такими же, несмотря на мои личные тайные желания. С совершенно новым каноном в твоих руках, что бы ты хотел изменить? Я одинаково очарована, как большой картиной (как ты сбалансируешь практичность и эффектность?), так и мелкими вещами. (Не будет ли кто-то ждать обнаженный пресс Габриель? Она много сражается и это кажется уязвимым местом!).
Хавьер: Я действительно жду возможности немного изменить канон. Есть большое различие, мы рассказываем более последовательную историю, чем та, что была в сериале, поэтому, формально, мы уже ступаем на новую землю, и, хотя, герои могут занимать тоже тематическое пространство, что и в оригинале, некоторая часть их предыстории может стать другой, и кое-какая их мораль измениться, чтобы мы могли рассказать более длительную историю, в которой сюжет каждого эпизода вел бы прямо в следующую серию. Это тонкий баланс: нужно удовлетворить старых фанатов и привлечь новую аудиторию, которая может знать только название сериала, историей, которая бы была им интересна, независимо от их системы координат - и я настаивал на том, чтобы мы рассказали действительно эпичную историю, которую можно было бы смотреть не прекращая, - но все же показывать некоторых старых героев так, чтобы это имело смысл в контексте сюжета. Поэтому, отвечая на твой вопрос, есть одна вещь, которую я ОЧЕНЬ хочу изменить.
Все же, это интересно, потому что по моему общению с фанатами становится похожим, словно мы собираемся все выкинуть и сделать версию ЗКВ в стиле "Джем и Голограммы". Люди спрашивали меня будет ли действие сериала проходить в нынешнее время (если бы это было так, то я бы не подписался на это и даже бы близко к этому не подошел) и будет ли у Зены Шакрам (на что я всегда отвечаю: "Конечно у нее будет Шакрам, я что, монстр?"). Как ты уже упоминала, определенная привлекательность сериала лежит в таких вещах, как голый пресс Габриель, кожаная мини юбка Зены, потрясающее игнорирование силы тяжести от Каллисто...ну, ты поняла - для меня трудно в эру после Бриенны из Тарта согласиться с идеей, что Зена и ее друзья способны встретить любой вызов в таких скудных нарядах. Я думаю, что нам предстоят долгие обсуждения того, как привнести все эти элементы в реалии сегодняшнего дня и при этом не потерять то, что делало Зену Зеной; как рыбку съесть, да косточкой не подавиться. Есть некоторые священные вещи: Шакрам и боевой посох, конечно, амбиции Габриель стать бардом, и, самое важное, что Зена и Габриель - родственные души. Как я говорил, я не чудовище.
Хавьер: Есть ли что-то, чему ты рада получить возможность сделать с героями в комиксах, что нельзя было бы сделать на ТВ?
Женевьева: Что мне нравится в комиксах (и ты, как автор The Middleman, это прекрасно знаешь), что если все пойдет хорошо, комикс подарит тебе историю, которую ты полюбишь, в мире безо всяких бюджетных ограничений. Когда группа плохих парней атакует нашу героиню, то они нападают на нее в таком количестве, в каком ты хочешь, с превосходным освещением, идеальными навыками боя и именно в том виде, что лучше всего выделит важность и физическое воздействие. И когда кто-то с грустью смотрит на дождь через окно (это не так часто бывает в ЗКВ, но, в общем, никогда не может быть слишком много печальных людей, стоящих возле окна в дождь), все точно также. Очевидно, экономия и необходимость все равно выигрывают, и у комиксов есть свои пределы; как давний телевизионный и кино ботаник, я слишком люблю смотреть на актеров, чтобы подумать, что можно достичь того же эффекта на страницах. Но, когда все работает, то комиксы действительно отличный баланс между обоюдными и контролирующими тенденциями, и все автоматически знают, как ездить на коне на полном скаку, одновременно стреляя из лука.
Хавьер: Знаешь, забавно, когда я только занялся комиксами, то подумал: "Ооо, теперь у меня могут быть гигантские битвы, которые мне никогда не получить на ТВ", но правда в том, что на ТВ есть те маленькие вещи, которые тебе никогда не дадут сделать. Например, ты пишешь, что кто-то с тоской смотрит на дождь сквозь окно, продюсер звонит тебе и говорит сколько будет стоит, чтобы переделать стандартную съемочную площадку под специальное оборудование для дождя и "Тебе ПРАВДА надо все это для одного кадра?" и ты, в итоге, вырезаешь эту сцену ради времени и бюджета. И теперь, когда я делаю комиксы, я просто наслаждаюсь возможностью иметь такие вещи, как окна с дождем.
Женевьева: Это, конечно, более общий вопрос, а не конкретно касаемый ЗКВ, но я думала кое о чем с тех пор, как прочитала твои "11 законов шоураннерства": Когда ты начинаешь историю, и появляются несколько хороших вариантов развития сюжета, как ты определяешь победителя?
Хавьер: Знаешь, один из моих друзей Роберт Хевитт Волф (который создавал Андромеду и был сценаристом Глубокого космоса 9, а теперь работает над Элементарно) как-то запостил в твиттере, что комната сценаристоп похожа на RPG - или игру коллективного повествования, вроде "Микроскопа", - и шоураннер вроде ведущего игры, пытающегося максимизировать удовольствие. Это мало чем отличается, вы можете довольно быстро попробовать все варианты развития истории, особенно, если знаете куда идет сезон и кто такие вашие герои: настоящее веселье начинается, когда ты выбираешь направление и тебе нужно найти способы сделать путь до цели самым удивительным из возможных.
Женевьева: Если такие моменты, когда сюжет получается таким хорошим, что вы вносите значительные изменения в то, что, как ты предполагал, должно было быть сюжетной линией?
Хавьер: Постоянно! Хороший пример этого бывает, когда актер оказывается так хорошо, что тебе приходится делать его большой частью сериала, даже если этого не было в планах. Я работал над сериалом "Хеликс" и мы наняли актера Нила Напье на второстепенную роль брата Билли Кэмпбелла в пилоте. В общем, этот герой должен был умереть в первом эпизоде, но он внес такое вдохновение и искусство в эту роль, что мы решили убить его персонажа в следующей серии...а там он сделал еще больше, и нам нравилась его игра...и мы продолжали не убивать его, и потом он взял и стал постоянным актером первого и второго сезонов. Если хочешь быть креативным на ТВ, где нужно уметь заполнить столько всего, тебе нужно быть открытым для всех милых сюрпризов, что могут встретиться у тебя на пути.
Женевьева: Есть ли какая-то сюжетная линия, которая сошла тебе с рук и о которой ты до сих пор думаешь?
Хавьер: Да, но изводят тебя не значительные сюжетные повороты...только вчера я прогуливался и думал о сериале, над которым работал. Он назывался "Хроники" и рассказывал о репортерах газеты вроде Weekly World News, где все причудливые сюжеты были настоящими. И была постоянная шутка, в которой репортеры все время откладывали интервью с "парнем с открытым мозгом", чтобы вместо него напечатать главную историю этой недели. И потом, между сериями, они наконец взяли интервью у парня с открытым мозгом, но не могли напечатать его, потому что тогда бы им пришлось делать последующее обновление, ведь у этого парня была девушка с открытой печенью. Это, буквально, могло продолжаться годами, но сериал отменили...и мне печально из-за этого.
Хавьер:Ты писала о женщине воре/злодейке, которая героически флиртовала с твоей Женщиной-кошкой - как ты находишь новые способы противостояния Большим Тематическим Вопросам с этими героями, которые существуют уже так давно?
Женевьева: О, всегда чувствую себя словно взрослый в детском мультике, когда я пытаюсь говорить о Больших Тематических Вопросах, но посмотрим, как все выйдет. Мне повезло с самого начала, когда Марк Дойл позвонил мне, то они уже решили сильно рискнуть и поместить ее в мир криминала, как значительную фигуру (что уже происходило в Batman Eternal), поэтому у меня уже был отличный плацдарм для истории. Селина тяжел работает, чтобы оставаться вне стратифицированных властных систем - будь то нерушимый супергеройский код или иерархия мафии, - это оставляет ее в подвешенном состоянии, что ставит ее в крайне неудобное положение и дает ей беспрецедентную институциональную власть. (Большинство выпусков содержат цитаты женщин, которые занимали значительные посты, потому что эта амбивалентность способна превзойти время и пространство).
Я также ввела Эйко Хасигава, новую героиню, которая выступает своеобразной тенью Женщины-кошки, когда Селина пытается передать свою мантию кому-то еще. Отношение Женщины-кошки к женщине в таком же положении, но более идеалистичной и с другими привязанностями, должны были создать много неоднозначных ситуаций - Селина возмутилась, когда увидела, как Эйко свободно чувствует себя в костюме Кошки, но она также знает цену ношения этого костюма, то, что Эйко только выясняет для себя. Я не могу назвать собственной заслугой отвечает ли этот сюжет на какие-то большие вопросы, но мне действительно понравилось писать, как она справляется со всем этим.
Хавьер: Что ты всегда хотела увидеть, чтобы сделали Зена и Габриель (или не сделали) и теперь ты можешь сделать это в своих комиксах?
Женевьева: Я взволнована возможностью решить эту немного странную часть со временем действия сериала, и заставить Зену и Габриель иметь дело с последствиями их гигантского прыжка во времени так, как им не удалось это сделать в сериале. Я полностью понимаю, почему в сериале им пришлось, как можно быстрее решать историю с Евой, а потом уже двигаться дальше, но я также думаю, что это очень плодородная почва, и как только я начала думать, где хронологически может быть моя история, я знала, что хотела бы изучить Зену и Габриель в мире, который оставил их позади. В какой-то степени, Габриель оказывается в том же положении в котором долго была Зена - это чувство долга, необходимость загладить вину, - но из-за того, что это не был их выбор, присутствует некое чувство потери; они могли бы помочь, но люди могли или не могли поверить в это. Это отличное распутье для истории.
Хавьер: А на более общем уровне, хотела бы ты сделать какое-то повествовательное изменение, если бы у тебя был шанс принять такую франшизу?
Женевьева: Честно говоря, любой пантеон, с которым нужно иметь дело, после того, как одна из твоих героинь убила треть из них, отличный вариант, по моему мнению. Это то, что всегда хочется сделать в эпичной истории, метафорически - убить богов, которые создают правила, и заставить людей справляться с последствиями, - но я полностью счастлива возиться с обломками греческого пантеона, ряды которого и уменьшила Зена.
Женевьева: Ты уже говорил об определенных элементах в героях и их общей сюжетной линии, которые ты считаешь необходимым для сердца сериала, но что касается формальных элементов, входящих в архитектуру сезона? Музыкальные эпизоды, реинкарнация с расхитителями гробниц, эпизоды с современным репортером: ЗКВ было чертовски разнообразной. При включении сюжетных линий чего-то, имеющего столько всего (и я предполагаю, что ты не склоняешься ко мнению Ничего Вообще), как ты справишься с сериалом с такой знаменитой проницаемой четвертой стеной?
Хавьер: Я придерживаюсь мнения, что до этого нужно дойти...это перезапуск, первое правило бизнеса - создать дискретную повествовательную вселенную, в которой будут иметь значения ставки жить-или-умереть. Думаю, если сразу прыгнуть ко всем этим странностям, словно продолжить оттуда, где закончил оригинал, то вы подорвете правила этой вселенной для тех, кто еще не понимает ее правила интуитивно. Даже нечто такое простое, как магия или боги, которые втиснулись в ДНК канона ЗКВ, это то, что я планирую вводить постепенно. В оригинале им потребовалось несколько сезонов по 22 эпизода, чтобы добраться до неординарных серий - даже если боги и магия тогда уже были нечто само собой разумеющимся, - и главным вопросом становится, как же дойти до этого момента, а не стоит ли это делать вообще. У меня был учитель, который однажды сказал мне, что: "Хороший сценарий - это то, что может сойти тебе с рук", и я принял это близко к сердцу - и это означает, что нет ни одного риторического события, которое я мог бы отклонить, вопрос только в том, как это сделать и, как прийти к нему.
Женевьева: Очевидно, ты старый поклонник, но также очевидно, что ради большой истории, что ты планируешь рассказать, нужно оторваться от старой версии. Есть ли то, что ты оставишь позади? Есть ли что-то, что разочаровывает тебя, как фаната, но ты знаешь, как шоураннер, что это нужно сделать ради всеобщего блага?
Хавьер: Очевидный ответ - это то, что Люси Лоулесс и Рене О’Коннор не будут Зеной и Габриель. Это уже возмутило многих людей. Вопрос в том, что битва перезагрузка против возрождения является весьма актуальной сейчас, когда "Секретные материалы" возобновили с оригинальным составом, и "Звездные воины"...и потому что ярые фанаты хотят увидеть в этой роли своих любимых актеров. И, знаешь, я люблю этих актеров в этих ролях также, как я люблю Шатнера в роли Кирка, Коннери в роли Бонда и Линду Картер в роли Дианы Принц - поэтому почему это должна быть перезагрузка, а не продолжение? Ответ для меня в том, что перезапуск - это не отказ от классического сериала, а комплимент ему. Я хочу, чтобы Зена была культурной иконой намного дольше моего пребывания в индустрии развлечений или кого-то еще, вовлеченного в этот проект. А если, в отдаленном будущем, люди предположат, что Зена - героиня греческого мифологического пантеона, как и Геркулес, и именно поэтому столько людей играло ее все эти годы? Вот это было бы успехом.